Кругорамная киносъемочная камера

  В 1965 году в кинотеатре на ВДНХ  "Круговая кинопанорама" было начато переоборудование на более простую систему демонстрации кругорамных фильмов - 22 экрана в два яруса заменили на 11. С развитием анаморфотной цилиндрической оптики в кругорамных съемках впервые применили вертикальное анаморфирование кадра, что дало возможным, без особых глобальных перестроек, сделать круговую кинопанораму более зрелищной. Новые 11 экранов представляли собой полотна вытянутые в высоту. Коэффициент анаморфирования в кругорамных фильмах, как и в обычном широкоэкранном кино, составил М=2.

    К сожалению, не сохранилось ни одной целой кругорамной камеры, но у нас появилась замечательная возможность воссоздать действующую модель, так как на РЦСДФ были найдены некоторые компоненты и детали камеры, а так же есть оригинальные чертежи, по которым можно создать недостающие детали. Ознакомиться с тем, как выглядела действующая камера можно благодаря сохранившимся фотографиям, они размещены у нас в фотогалерее http://cinema-museum.net/fotogalerei/krugovaya-kinopanorama

    Выражаем благодарность руководству и сотрудникам РЦСДФ за передачу в наш музей остатков от кругорамной камеры. Для нас это очень важно, так как у нас в музее есть панорамный кинопроектор ПКП-5 из Круговой кинопанорамы, который мы тоже надеемся дополнить недостающими деталями и представить полноценную экспозицию по кругорамному кино.   konvas 1 1konvas 1 2konvas 1 3konvas 1 4

   Первая кругорамная камера, как и все последующие ее модификации с вертикальными анаморфотными насадками была изготовлена на базе известного киносъемочного аппарата "Конвас Автомат" с трехпозиционным объетиводрежателем.  

 

    Идея создания Кругорамы была связана с стремлением во всем обходить американцев и 1959 году, когда н. Хрущев узнал о создании подобного киноаттракциона в Диснейленде немедленно дал задание Всесоюзному Научно-исследовательскому Кино-фото институту (НИКФИ) разработать концепцию Отечественного кругового киноаттракциона и оборудование для проекции и съемки кругорамных кинофильмов.  Круговую кинопанораму в кротчайшие сроки, за три месяца создали с нуля! Было построено здание на территории ВДНХ у Южного входа. Сначала, была идея переоборудовать один из существующих павильонов на выставке, но, все-таки, приняли решение о проектировании и строительстве нового здания под кругораму. В НИКФИ разработали комплект кинопроекционного и звуковоспроизводящего оборудования на базе стандартного кинопроектора того времени КПТ-2 и звуковоспроизводящего комплекса УДС-4.  

 

    Отдельного внимания заслуживала съемка кругорамного кино. После того, как была принята концепция двухъярусных экранов и было уточнено сколь их будет в одном ярусе, сконструировали и киносъемочный аппарат, правда съемка 22-мя камерами не производилась никогда, изначально, верхний ярус был отведен под мультипликацию и материал для демонстрации на верхнем ярусе создавали на Союзмультфильме. Саму же камеру для съемок разработали на базе известного плечевого киносъемочного аппарата «КОНВАС-автомат». Это была самая легкая 35 мм кинокамера на тот момент, а их предстояло использовать 11!. На круглом основании расположили 11 кинокамер, таким образом, что объективы образовывали внешнее кольцо, а кассеты для пленки были обращены к центру, где размещался приводной двигатель. Для облегчения снятия кассет с отснятым материалом все рычаги для сцепления кассеты с камерой были выведены наверх. Двигатель был кинематически связан со всеми камерами через сложную зубчатую передачу, располагающуюся под основанием. Все камеры легко снимались для обслуживания и транспортировки. Для передачи крутящего момента механизму камер применили карданную передачу, которая не требовала особой точности к размещению самого аппарата над сложной зубчатой передачей. Для удобства монтажа отснятого материала в каждую камеру встроили лампочку, которая синхронно засвечивала первый кадр съемки.   Для удержания единой частоты съемки (25 к/с) на всем протяжении съемки с механизмом приводного двигателя был кинематически связан тахометрический датчик.

 

    Для кругорамной камеры были разработаны специальные механизмы для крепления ее на автомобиле, на вертолете, а так же специальный водонепроницаемый бокс для подводных съемок. Последующие модификации кинокамеры для кругорамных съемок создавались на центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Эта студия снимала все кругорамные фильмы. К сожалению, от 22-х экранной системы не сохранилось ни одной фильмокопии и исходных материалов. По 22-х экранной системе было снято всего 3 фильма, первым из которых стал «Дорога весны». Все последующие фильмы ведут свою историю с 1966 года, когда перешли на 11-ти экранную систему. Последний фильм был снят ЦСДФ в 1993 году. Поэтому огромным счастьем явился факт сохранения нескольких оригинальных киносъемочных аппаратов с того кругорамного комплекса. 

 

 

Последние новости

 

4 декабря 2015

    Наш музей посетили два очень известных человека в Российском кинематографе! 

Подробнее...

 

25 ноября 2015

    Закончена работа над восстановлением механического пианино AUTOPIANO 1908 года. Такие пианино использовали для озвучания в эпоху немого кино

Подробнее...

 

16 ноября 2015

 

    В музее прошел урок английского языка приуроченный к теме истории создания кинематографа. 

Подробнее...

 

23 июля 2015

 

    В нашей коллекции появился самый рекий отечественный передвижной немой кинопроектор с ручным приводом ГОЗ 1927 года. 

Подробнее...

7 Октября 2014 г.

    Получили диплом победителя первого Московского фестиваля презентаций музеев образовательных организаций в рамках конкурса "Времен связующая нить...". Мы заняли второе место в номинации "Презентация школьного музея, созданная для самостоятельного изучения"

 

 

Главное меню сайта

Главная
О нас
Руководство
Деятельность музея
Фестивали и кинопоказы
Наши достижения
Документы
История
История создания музея
История фотографии
История создания кинематографа
Экспозиции
Стационарная аппаратура
16мм
35мм
70мм
Передвижная аппаратура
16мм
35мм
Спец. аппаратура
Мультипликация и анимация
Механическая музыка
Вспомогательное оборудование
Форматы кинопленки
Фотогалереи
Летний городской лагерь 2013
Кинопроектор ТОМП-4
Восстановление кинопроектора "Украина-4"
Актовый зал первого корпуса
С чего начинался музей...
Летний городской лагерь 2014
Кинозал второго корпуса
Наш киноархив
Круговая кинопанорама
Мех. музыка
Библиотека
Графические материалы по принципам проекции
Инструкции и описания киносъемочных аппаратов
Архив журнала "Киномеханик"
Инструкции и описания кинопроекторов
Каталоги и справочники
Видео
Наши друзья
ORANGE GREEN RED